Если вбить в Google запрос о том, где купить этичные или экологичные бренды одежды, то велика вероятность наткнуться на совет "выбирать одежду по составу" на любом крупном сайте: авторы считают, что достаточно отсортировать одежду по материалам, выбрав, например, хлопок, как перед вами откроется выбор экологичных товаров. 

Неудивительно, что эти слова не вызывают никаких сомнений, ведь если мы зададим вам вопрос "Считаете ли вы, что хлопок экологичнее полиэстра?", то большинство ответов будет "да": для многих этот вопрос не отличается от "Считаете ли вы, что 1 больше 0?".

Мы привыкли считать хлопок наиболее натуральным материалом и приравнивать его по этой причине к экологичному. Однако однозначно говорить, что хлопок экологичнее полиэстра нельзя. Почему так?

Хлопок - это природный возобновляемый материал, наиболее используемое натуральное волокно в мировой промышленности. Являясь одним из факторов экономики, весь процесс от выращивания хлопка до изготовления конечной продукции дает рабочие места 200 миллионам людей по всему миру. Требуя в 4 разы меньше земельных ресурсов, чем шерсть, и в 20 раз меньше, чем шелк, хлопок обладает, помимо этого преимущества, и рядом эксплуатационных в виде конечного продукта. Где же теневая сторона бизнеса?

До промышленной революции сбор урожая, процесс переработки сырья, производство самой ткани было исключительно ручным трудом. Сила инженерной мысли привела к машинной сборке хлопка, что в конечном итоге негативно сказывается на качестве сырья, земли и даже жизни людей и животных. 

По данным Гринпис, ежегодно в мире от отравлений пестицидами на хлопковых плантациях умирает 28 000 человек.

При машинной сборке хлопка применяют дефолиант - химическое вещество, вызывающее опадение листьев растений и, в случае с хлопком, его головок. Комбайн собирает всё подряд, в том числе и листья с ядовитыми семенами - растение имеет естественную защиту от вредителей, которые могут уничтожить до 30% урожая. Для перестраховки производители хлопка начали применять пестициды: инсектициды для борьбы с насекомыми и гербициды для уничтожения сорняков. 

Более 20% пестицидов всего мира используется на хлопковых полях. 

Уже после одного года выращивания хлопка земля значительно истощается: растение забирает из почвы азот и фосфор. Учитывая повсеместное орошение земли химическими веществами, прессинг возрастает. А пестициды тем временем попадают в грунтовые воды, создавая угрозу заражения источников водоснабжения. 

Согласно исследованиям Фонда Дикой Природы (WWF) для производства одной пары джинс необходимо 8500 литров воды.

Незащищенность рабочих, негативное влияние химических веществ, интенсивная эксплуатация земель и расходование водных ресурсов уже привели нас к экологическим и социальным катастрофам. Одна из таких катастроф перед вашими глазами. 

экологичные бренды одежды

Выращивание хлопка, требующее чрезмерное орошение и убивающее землю, стало причиной превращения Аральского моря в бесплодную пустыню. 

Устойчивая мода (sustainable fashion), известная также как эко-мода или этичная мода, стала противовесом быстрой моде (fast fashion). Современное движение, охватившее молодых дизайнеров, локальные марки, активистов и всех неравнодушных к вопросам своего пребывания на Земле, объединяет желание создать устойчивую систему, где воздействие человека на окружающую среду минимально, а стандарты социальной ответственности высоки и несокрушимы. Боясь проиграть необъявленную войну, курс на экологичную моду взяли гиганты масс-маркета, создавшие некогда само понятие быстрой моды. Первые среди них - H&M. Линейка H&M Conscious с использованием в производстве переработанных материалов, органического и переработанного хлопка выпускается уже не первый год подряд. 

 

Маркетинг ли это или желание компании ответственно относиться к производству одежды - уже не так важно, ведь главное одно: именно такие гиганты индустрии как H&M могут поменять отраслевые стандарты и повысить уровень осведомленности у потребителей. 

Тот самый чистый хлопок, который производили до промышленной революции, снова вернулся на рынок, но теперь под кодовым названием "органический", чтобы мы понимали - он был выращен без использования химических веществ. 

 

Выращивание хлопка традиционным методом приводит в конечном итоге к улучшенным свойствам готовой ткани: ручной сбор позволяет собирать только созревшие семена. Традиционные методы полива (напрямую к корню растения) позволяют расходовать намного меньше воды. Органический хлопок составляет незначительную часть от общего количества производимого сырья и весь он приходится на небольшие фермерские хозяйства. Для того, чтобы выращенный хлопок гордо носил звание органического, фермеры должны соблюдать определенные стандарты органического земледелия, главные среди них - это исключение генетически модифицированных семян и химических веществ.  Взаимодействие с органическим хлопком на всех этапах от выращивания на поле до использования готовой продукции безопасно для человека. А органическое сельское хозяйство, являясь более трудозатратным, оказывает значительно меньшее влияние на окружающую среду. 

 

Конечно, готовая продукция из органического хлопка может быть дороже по сравнению с одеждой из  традиционного. Исключение составит продукция масс-маркета, производители которого могут снижать себестоимость изделия за счет выпускаемого количества. Однако потребитель, осведомленный о влиянии традиционного хлопка, понимает разницу и голосует своими деньгами не за вещь, а за метод производства, предполагающий достойную оплату труда, соблюдение всех социальных и экологических норм. 

Концепция 3R в действии: старая одежда, ветошь измельчается в волокна, затем превращается в новые нити, далее в ткань и в новую одежду, которая по внешним параметрам, износостойкости не уступает изделиям из традиционного хлопка. 

Используя в своих коллекциях ткани из переработанного хлопка, гиганты масс-маркета показывают потребителям возможности рационального потребления ресурсов, устраняя предубеждение, что такая одежда сделана из мусора. 

Продолжение следует...