Зачем нам нужна модная революция?

5 лет назад случилась одна из крупнейших промышленных катастроф нашего времени. 24 апреля 2013 года в Бангладеш рухнуло здание Rana Plaza. 1138 человек погибло, ещё 2500 получили ранения. Эта авария стала толчком для глобального движения Fashion Revolution, цель которого – заставить модные бренды открывать информацию о производстве, а покупателей – задавать вопрос, кто сделал мою одежду?

5 лет назад случилась одна из крупнейших промышленных катастроф нашего времени. 24 апреля 2013 года в Бангладеш рухнуло здание Rana Plaza. 1138 человек погибло,  еще 2500 человек остались инвалидами. В Rana Plaza располагались 5 фабрик по производству одежды для крупных мировых брендов. Жертвами стали в основном молодые девушки.

Эта авария стала толчком для глобального движения Fashion Revolution, цель которого – заставить модные бренды открывать информацию о производстве, вести свой бизнес этично, а покупателей – задавать вопрос, кто сделал мою одежду?

Прежде чем попасть на прилавок магазина, наша одежда проделывает долгий путь. Консалтинговая компания O'Rourke Group Partner в 2011 году проследила за маршрутом одной рубашки-поло из Бангладеш до Канады и выяснила, из чего складывается её стоимость. Себестоимость рубашки - 5.67 $, швея получит за свою работу только 2% от этих денег. С учетом наценки в магазине вещь будет стоить 14 $. Отдавая эти деньги, вы должны понимать, что только в 12 центов оценивается работа человека, создавшего вещь.

По разным оценкам более 75 миллионов человек работают над созданием нашей одежды. В результате производства, перепотребления страдает не только окружающая среда, но и люди. Большинство тех, кто работает в модной индустрии, живут в условиях нищеты. Дешевый рабочий труд, небезопасные условия труда, использование детского труда, словесное и физическое насилие. Что еще вам приходит на ум, когда вы видите на ярлыке Made in Bangladesh? Отказываетесь ли вы от покупки вещи с таким лейблом? Конечно же, нет. И чем меньше стоимость вещи, тем меньше времени на обдумывание покупки тратит человек. Высокая стоимость побуждает покупателя спрашивать страну производства и вот здесь интересен один момент. Начиная с определенной суммы, покупатель не хотел бы услышать, что этот товар произведен в Китае или Бангладеш, подразумевая, что вещь высокого качества (иначе почему она дорого стоит) не может быть произведена в этих странах. Вернёмся к примеру с рубашкой-поло и перейдём на родную валюту. Допустим в соседнем магазине такая же вещь стоит не условные 1000 рублей, а 5000 - отличие в логотипе. У нас, как у покупателей, есть уверенность в том, что труд людей, создавших эту вещь, оценивался как-то по-другому? Нет, нам просто предлагают заплатить за бренд. И точно также эта вещь может быть произведена в Китае, где отшивается большинство марок класса люкс. Важно не место производства, а способ, материалы и условия труда. Как покупатель может узнать об этом? И как потребитель может изменить ситуацию в индустрии?

Движение Fashion revolution предлагает добиваться изменений, поменяв три базисные установки, на которых, как на китах, держится вся модная индустрия. Эти основы были позаимствованы у исследователей Ребекки Эрли и Кейт Голдсворти. 

Необходимо изменить способ производства, материалы и способ мышления.

1. Способ производства

За последние десятилетия компании по производству одежды столкнулись с ростом цен на сырье и энергоносители. Однако, несмотря на высокую стоимость изготовления одежды, цена, которую мы платим за вещь, ниже, чем когда-либо прежде. 

Быстрая мода не может быть бесплатной. Всегда кто-то где-то платит.

В случае с катастрофой в Rana Plaza за моду "заплатили" молодые девушки - именно они составили большинство погибших и искалеченных после обрушения здания. То, что Rana Plaza находилось в аварийном состоянии, знали все. Банки и магазины на первом этаже были закрыты, швейные фабрики, отшивавшие вещи для Benetton, Mango и других, менее известных в России брендов, продолжили свою работу. Сотрудникам угрожали увольнением, если они не придут на работу – план производства на первом месте, сроки поставок срывать нельзя. 

 

Fashion Revolution считает, что вся индустрия моды нуждается в радикальном сдвиге парадигмы и что способ, которым мы производим и потребляем одежду, нуждается в трансформации. 

2. Материалы

Способ производства неразрывно связан с материалами, использующимися в процессе, которые, в свою очередь, оказывают влияние на людей, работающих в индустрии. Процесс производства рубашки-поло начинается на плантациях, где выращивается хлопок. Если производители стремились собрать несколько урожаев за год, то они использовали пестициды и другие вредные вещества, оказывающие негативное влияние не только на природу, но и на людей. Далее в процессе производства очередь была за прядильщиками, потом ткачами, красильщиками, швеями. Химикаты, используемые для окрашивания, обработки одежды, загрязняют не только реки, но и организмы людей. Но будем честными. На каком месте по значению стоит здоровье у человека, живущего в условиях нищеты? Отсутствие мер по охране здоровья и безопасности не так волнует рабочего швейной фабрики, как достойная оплата его труда и возможность существовать на эти деньги. 

 

После того, как одежда покинула наш шкаф, она продолжает загрязнять планету. Есть статистика по использованию одежды американцами: каждый год они выбрасывают около 14 миллионов тонн одежды, это более 36 кг на человека. Но не только жители Америки подвержены проблеме перепотребления.

3. Способ мышления

Спрос рождает предложение, поэтому в случае с катастрофой в Бангладеш нельзя винить только модных ритейлеров: рискуя людьми, они выполняют наши потребности в еще более дешёвой одежде.

 

Процесс потребления одежды изменился за последние 20-30 лет. Мы покупаем больше одежды, чем раньше, и тратим на это меньше. Столетие назад мы бы потратили более половины наших денег на еду и одежду, сегодня мы тратим меньше пятой. Мы покупаем сегодня на 400% больше одежды, чем 20 лет назад.

Принимая решение о покупке вещи, мы должны осознавать, за что мы отдаём деньги. Нам нужно понять истинную стоимость наших покупок. Каждый раз, покупая вещь, нам следует задавать вопрос, а кто сделал эту одежду?

На первый взгляд кажется, что потребители не могут быть движущей силой в модной индустрии, однако именно покупатели и их запросы смогли заставить такого гиганта как H&M пойти по пути устойчивого развития. С выходом каждой коллекции Conscious Exclusive компания раскрывает информацию о том, где были сшиты эти вещи: страну производства, название и месторасположение завода, численность персонала и условия работы. 

 

Позитивные изменения подтверждаются и аналитикой. Например, в отчете The State of Fashion 2017 от McKinsey и Business of Fashion:

Устойчивость становится важным новым фактором принятия решений о покупке потребителей. Например, на развивающихся рынках более 65% потребителей активно ищут устойчивую моду.

Во всем мире с 23 по 29 апреля проходит Неделя модной революции. Идея в том, что сознательные потребители должны интересоваться у производителей о том, где сделана их одежда. Fashion Revolution верит в индустрию моды, которая ценит людей, планету, творчество и прибыль в равной мере и что позитивные изменения начинаются с прозрачности, прослеживаемости и открытости. Повышение прозрачности приведет к большей подотчетности, что в конечном итоге приведет к изменению способа ведения бизнеса. 

Неделя закончится. но вы помните, что всегда есть возможность узнать, за что вы отдаёте свои деньги.

#ктоделаетмоюодежду.

Кстати, вот здесь вы можете прочитать о том, кто делает ваши деревянные часы WeWood.

Читать