Что такое экологичная мода?

Вот уже 4 года мы ведём блог об осознанном потреблении, образе жизни и моде, но ещё ни разу не объяснили читателям, что же это такое - экологичная мода. Мы рассказывали о заменителях натуральной кожи или о том, почему хлопок не такой экологичный, как принято считать, но так и не дали определения самым базовым понятиям. Что такое экологичная мода? Что такое устойчивость? Чем этичная мода отличается от экологичной? Мы заполним проблемы и начнём с начала.

Что такое экологичная мода?

Жизненный путь вещи, начиная с места добычи сырья и заканчивая местом утилизации, выстраивается с учетом минимизации негативного влияния на окружающую среду. Ответственность возлагается как на производителей, так и на покупателей. Бренды выбирают экологичные сырьё и материалы, безвредное производство и оптимизируют логистику, а покупатели осознанно выбирают товары, правильно их эксплуатируют и грамотно утилизируют.

Как же определить, какое влияние оказывает та или иная вещь на природу? Для оценки влияния производства, сбыта или жизнедеятельности человека на окружающую среду используют такое понятие как углеродный след. 

Мы можем узнать, какой углеродный след оставим, пролетев из города А в город В (Аэрофлот, например, сразу даёт расчёт углеродного следа после покупки авиабилета на сайте), но узнать, какое влияние на природу оказывает  производство рубашки или штанов можно только в результате дорогостоящего анализа большого числа данных. Никто такие цели не ставит, а мы можем лишь делать допущения и сравнения, оценивая урон природы в результате всех процессов, связанных с созданием вещи, которую сам производитель называет "экологичной". В этом же кроется и главное несоответствие. Если бы производитель учитывал интересы природы, то экологичнее было бы не производить новые товары. 

С точки зрения природы, экологичная мода – это оксюморон. Мода – это история создания, повторяющаяся с известной периодичностью; экологичность же – это история о минимизации, оптимизации и рационализации. Трудно на всех этапах жизненного цикла вещи придерживаться экологических стандартов. Если рассматривать российские реалии для создания экологичной вещи, то в сложной цепочке от добычи ресурсов до доставки к потребителю много проблемных звеньев, устранить которые пока что не представляется возможным. Приведём пример. 

 

Российский бренд Х выпускает партию экологичной одежды. Он нашел локальное безвредное производство, чтобы сократить углеродный след при транспортировке одежды к покупателям. Придумал, как минимизировать упаковку для логистики. Нашел растительные экологичные красители для ткани. И теперь ищет экологичный материал - органический хлопок. В России и странах СНГ такой не выращивают, а обычный хлопок не отвечает экологическим стандартам. Как уменьшить огромный углеродный след при доставке ткани в Россию из Индии или Египта, или США, где есть органические фермерские хозяйства? Отказаться от производства! Вот что будет самым экологичным решением. С точки зрения природы. 

 

В вопросах экологичности и всего "зелёного" всегда есть тонкая грань. Мы не поддерживаем переход за неё, понимая, что производить и покупать мы будем. Но как нам делать правильный выбор? Как производителям доносить до потребителей, что их товар экологичен, не рискуя подвергнуться нападкам, если хоть один критерий экологичности не соблюдён? На помощь приходит термин "устойчивость". 

В подборке экологичных брендов одежды на первом месте всегда стоит Stella McCartney. Интересно, но дизайнер применяет другое определение к своему бренду. Устойчивая мода или sustainable fashion - более гибкий термин, который включает и вопросы экологичности, этичности и устойчивости. Как сказано на сайте модной марки, "приверженность Stella McCartney к устойчивому развитию проявляется во всех ее коллекциях и является частью концепции бренда - быть ответственной, честной и современной компанией."

В этом простом описании концепции, на наш взгляд, действительно скрыты главные требования к модным брендам и в этом же кроется ответ, что такое устойчивая мода. Выделим три главные составляющие:

Ответственность проявляется в минимизации вреда для природы при создании продукции бренда, в соблюдении прав животных, в уважении людей и их прав - рабочих на полях и заводах, сотрудников офисов и магазинов и, конечно, клиентов.

Честность проявляется в выборе поставщиков и производств, в раскрытии информации о производстве, условиях труда и прозрачном ценообразовании.

Современность проявляется в использовании технологий в производстве, в стремлении перейти к циклической экономике, в отказе от неэтичных материалов, замене на экологичные или технологичные аналоги.

Кстати, об отказе от неэтичных материалов. В 21 веке у нас есть технологии и возможности использовать такие материалы, которые по тактильным ощущениям и практичным свойствам похожи на натуральные, но при этом ни одно животное не страдает. Бренды, которые используют этичные материалы и не тестируют свою продукцию на животных, называются этичными. 

Этичная мода акцентирует своё внимание на защите прав животных и людей. Подробнее об этичной моде мы расскажем в следующих материалах, а пока обратим внимание на интересный факт. Часто этичные бренды одежды называют веганскими, подразумевая полный отказ от продуктов животного происхождения при производстве одежды, обуви и аксессуаров и замене на искусственные или растительные аналоги. Например, на хлопок. Мы такой подход считаем не совсем верным. По данным Гринпис, ежегодно в мире от отравлений пестицидами на хлопковых плантациях умирает 28 000 человек. Производства, работающие с искусственными материалами, часто становятся причиной загрязнения сточных вод, что ведёт к гибели животных. Можно ли после этой информации назвать хлопок этичным? По всей видимости вопрос этичности сложнее, чем кажется на первый взгляд. 

 

Подмена понятий произошла и когда натуральное стали приравнивать к экологичному. До недавнего времени в глазах покупателей приставку "эко" получали бесформенные вещи из хлопка и льна, которые, будем честны, не имеют отношения не только к экологичности, но и к моде. 

На рынке, как правило, спрос рождает предложение и производители уже начали прислушиваться к ответственным потребителям: даже гиганты масс-маркета производят вещи из экологичных материалов. Да, у HM и Zara больше возможностей, ресурсов для изменений, но их отличные финансовые показатели базируются прежде всего на принципах быстрой моды. А вот у истоков экологичной, устойчивой моды стоят другие бренды. Медленно, но верно они меняют представление потребителей о том, как выглядит экологичная вещь. 

 

Закономерный вопрос, о каких всё же производителях идёт речь? "Огласите весь список!".

Экологичные бренды одежды

Какие бренды являются экологичными? Здесь важно учитывать, что, выбрав для себя "зелёную дорожку", локальная компания или крупный бренд на самом деле фокусируются лишь на нескольких или даже одном принципах экологичной моды, после чего могут смело именоваться sustainable-брендом или ответственным производителем.

 

Однажды мы создадим список экологичных брендов в алфавитном порядке, но пока мы в режиме реального времени только отслеживаем те модные марки, которые пытаются изменить сферу моды. А пока что хорошая новость в том, что не обязательно держаться за лейблы! Главное - уметь выбирать и знать, на что обращать внимание. 

О том, как правильно делать выбор, мы расскажем в следующем материале. Подпишитесь на наш instagram и следите за выходом новых статей!